Приватизация — не так страшно


Мы делимся знаниями с нашими клиентами и публикуем только полезную информацию

Процедура приватизации жилья в Украине неизменна с десяток лет. Однако многие украинский сих пор не реализовали свое право на перевод наемного государственного жилья в частную собственность. Обычно причиной этому становятся страхи, на которые приводят мнения о длительном процессе под названием «приватизация» и бюрократию в нашей стране. Пугают также и наличие уже приватизированного жилья, «старый» ордер, отсутствие технического паспорта, все-таки несколько затягивает приватизацию жилья. Однако получив квартиру или комнату в частную собственность вы сможете продавать, дарить, сдавать в аренду, менять, осуществлять перепланировку и тому подобное. К тому же, если вы по каким-то причинам не проживаете в своей квартире или комнате, права на такое жилье все равно останутся.

Что можно приватизировать?

Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» (далее — Закон) установлен исчерпывающий перечень объектов приватизации. К таковым относятся квартиры в многоквартирных домах, одноквартирные дома, комнаты / блоки в общежитиях, комнаты в квартирах и одноквартирных домах (если проживают 2 и более нанимателей), которые сдаются гражданами.

Если я уже приватизировал?

Единовременность приватизации жилья законодатель обусловил номинальной стоимостью жилищного чека, а не количеством квартир, площадь которых соответствует этой стоимости и установленной санитарной норме (решение КСУ от 01.04.2008 года № 4-рп / 2008). То есть вопрос, можно ли приватизировать еще, зависит именно от остатка жилищного чека, а не от уже приватизированной недвижимости.

Первоначально приватизация осуществляется путем бесплатной передачи гражданам квартир, комнат и т.д. из расчета 21 кв.м. общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи. Другим вариантом бесплатной приватизации является использование жилищных чеков — приватизационных бумаг, в свое время казались едва ли не всем гражданам Украины. Если есть неиспользованные жилищные чеки или их остатки, они не пропадут зря.

В общем ситуация может выглядеть так: лицо (наниматель квартиры №1, имеет неиспользованный жилищный чек на общую сумму 4,5 грн) приватизирует квартиру №1, использовав при этом жилищный чек на сумму 2, 20 грн. После женитьбы совместно с женой приватизирует квартиру №2, заплатив за квадратные метры неиспользованными жилищными чеками и денежными средствами.

Когда можно приватизировать?

Приватизировать занимаемое жилье можно в любое время, главное, чтобы были основания для такой приватизации.

Куда обращаться для приватизации жилья?

Приватизация государственного жилищного фонда — административная услуга, которая предоставляется ЦНАП. Юристы по недвижимости за все время этой волокиты больше всего контактируют с отделениями Сбербанка, отделом приватизации и центром предоставления административных услуг. Также обращаемся к государственному или частному БТИ, балансодержателя дома, управление полиции, главы местной администрации.

Какие документы нужны?

Если вы обращаетесь с этим вопросом к юристам по недвижимости необходимо предоставить:

  • нотариальную доверенность;
  • копии паспортов (свидетельств) и идентификационных кодов лиц, осуществляющих приватизацию;
  • ордер на жилье или договор найма жилья;
  • документы, подтверждающие наличие неиспользованных жилищных чеков или остатка жилищного чека;
  • справка с места жительства о составе семьи нанимателя;
  • технический паспорт.
    Прим. Последние три и остальные необходимых документов юристы могут получить по доверенности.

Каждый случай индивидуален и перечень документов может увеличиваться: возможно необходимо будет добавлять заявление об отказе от приватизации других зарегистрированных лиц, согласие органа опеки и попечительства и тому подобное.

Приватизация — это правда бесплатно

Не весь процесс бесплатный, даже если за все квадратные метры квартиры вы платите ценными бумагами в форме жилищного чека. Такие процедуры как получение технического паспорта, списание остатков жилищного чека, государственная регистрация права собственности и т.д. оплачиваются по определенным тарифам.

В приватизации могут отказать?

По общему правилу, органы приватизации не имеют права отказать в приватизации занимаемого лицом жилья, кроме определенных случаев:

  • Полностью использовано жилищные чеки;
  • Квартира не подлежит приватизации в соответствии с Законом (квартира-музей, служебная квартира, квартира в зоне отчуждения и т.п.);
  • Заявитель не является гражданином Украины
  • Документы предоставлены не в полном объеме;
  • В предоставленных документах обнаружены заведомо ложные сведения;
  • Не осуществлена ​​доплата за сверхурочную избыточную площадь.

Кто работает с документами?

Алгоритм выглядит так:

1) в ЦНАП представителю отдела приватизации юрист по недвижимости подает пакет документов для подготовки списков приватизации;

2) в отделе приватизации получаем списки приватизации;

3) заверяем списки приватизации в полиции, ЖЭК и главы местной администрации (видимо эти действия должны делать работники отдела приватизации)

4) в отделе приватизации юрист по недвижимости получаем пакет документов назад и вместе со списками приватизации подаем снова в ЦНАП (здесь наши документы снова едут в отдел приватизации)

5) в отделе приватизации получаем реквизиты и платим за сверхурочные квадратные метры (если необходимо);

6) в отделе приватизации получаем приватизационные платежные поручения на списание остатка жилищных чеков;

7) списываем остаток жилищных чеков (обязательно в отделении Сбербанка по месту открытия счета);

8) в ЦНАП юристы по недвижимости подают платежные поручения и получаем свидетельство о праве собственности на жилье;

9) в ЦНАП подаем документы на государственную регистрацию права собственности;

10) в ЦНАП получаем Свидетельство о праве собственности и Выписка из реестра.

Сопоставив все совершенные действия возникает вопрос: «Какова роль ЦНАП?» Предоставление административных услуг сделано бы для удобства людей. Однако центры предоставления административных услуг по сути только принимают документы, дальше ими занимается отдел приватизации. И вам очень повезет, если все необходимые органы будут расположены рядом. Передача документов с ЦНАП в отдел приватизации и обратно значительно затягивает весь процесс, и хорошо, если те огромные усилия и время, потраченные заявителем, будут оправдывать себя.

Сколько времени занимает приватизация?

Для знающего человека весь процесс длится 3 месяца (+/- несколько недель в зависимости от ситуации и местонахождение жилья).

Стоит помнить, что приватизация квартиры или комнаты не начинается с подачи документов в ЦНАП и не заканчивается на получении Свидетельства о праве собственности на жилье через 30 дней, как утверждают на разных сайтах в сети Интернет (даже если вы обращаетесь к квалифицированным специалистам). Сотни звонков и десятки выездов, постоянная беготня и часовые очереди никак не уложатся в обещанный месяц.

Если хотите заняться приватизацией жилья без помощи юристов самостоятельно, наберитесь терпения. Без постоянного мониторинга ситуации получить жилье в частную собственность за полгода кажется невозможным, везде надо «подталкивать» и быть более настойчивыми. Однако именно ваше время плюс ваши деньги равен получения Свидетельства о праве собственности и записи в реестре. Все сложности и присущие приватизации недостатки настолько незначительны по сравнению с преимуществами, поэтому большинство граждан переводят государственное имущество в частную собственность. К тому же, не стоит ждать изменений в законодательстве о приватизации жилищного фонда, лучше сделать это сейчас.

Автор: помощник адвоката, Диана Малыш